ПРОФЕССИОГРАММА СЛЕСАРЯ


Профессиограмма слесаря

Общие сведения о профессии:

История профессии


Профессия слесарь берет своё начало с того момента, как человечество стало изобретать машины, механизмы, когда понадобились специалисты для их сборки, обслуживания и ремонта. Впервые о слесарном деле упоминалось в 1463 году в венском архиве, а в 1545 году в Германии образовался слесарный цех. Название профессии произошло от немецкого слова schlos — замок. Шлоссеры — так называли мастеров, изготавливающих замки.


Современное общество полностью механизировано. Без техники, разнообразных механизмов и приспособлений невозможно построить дом, посеять хлеб. Все промышленное производство основано на применении техники, облегчающей, а то и вовсе заменяющей, человеческий труд. Даже домашняя работа ныне не представляется без бытовой техники — пылесосов, стиральных машин, кухонных комбайнов. Вся техника, как производственная, так и домашняя требует ухода, профилактических мероприятий, ремонта, обслуживания. Так что переоценить важность профессии слесаря ремонтника, который осуществляет все эти функции, сложно, ведь он обеспечивает бесперебойную работу всего производства
Тип и класс профессии
Профессия слесаря относится к типу:

«Человек – Техника», она ориентирована на монтаж, сборку и наладку, эксплуатацию технических устройств, управление техническими устройствами, ремонт и обслуживание движущихся технических устройств. Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе. Необходимы и такие качества, как хорошее зрение и мелкая моторика, оперативность, исполнительность, точность и аккуратность.


Дополнительный тип профессии:

«Человек- Знак», поскольку она связана с работой со знаковой информацией: цифрами, формулами, таблицами, чертежами, схемами. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, пространственное мышление.


Профессия слесаря относится к классу творческих, она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, контролем, планированием, конструированием и проектированием. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

Смежные профессии
Слесарь-ремонтник
Слесарь-сборщик узлов технических систем
Слесарь
 по изготовлению деталей и узлов систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации.
Слесарь
 аварийно-восстановительных систем
Слесарь – строитель
Слесарь – сантехник
Слесарь по ремонту автомобилей
Перспективность роста квалификации

2-й разряд:
- сортировка труб, фитингов, фасонных частей, арматуры и средств крепления;
- подготовка вспомогательных материалов ;
- соединение узлов и деталей болтами;
- комплектование сгонов муфтами и контргайками, болтов гайками;
- установка прокладок;
- обивка окалины после газовой резки;
- нанесение рисок на концы деталей из труб;
- зацепка грузов инвентарными стропами, поддержание и поворачивание труб при газовой резке и электроприхватке;
- маркировка узлов клеймением и краской;
- изготовление и установка защитных гильз для трубопроводов, стальных бирок;
- очистка секций чугунного котла изнутри и снаружи с промывкой;
- изготовление, установка и снятие предохранительных пробок и заглушек на трубах.
3-й разряд:
- изготовление прокладок для фланцевых соединений и радиаторов по готовой разметке;
- сборка фланцевых соединений;
- установка прокладок;
- заделка раструбов чугунных трубопроводов;
- нарезка резьбы на трубах вручную;
- насадка фланцев и стыковка труб диаметром до 100 мм ; 
-
сверление отверстий на трубах и фланцах по готовой разметке;
- зенкование и обработка концов труб под сварку;
- резка вручную стальных и полимерных труб;
- комплектование сифонов и ревизий;
- изготовление кожуха для насосов, контейнеров;
- образование раструбов на концах труб;
- обработка концов труб после газовой резки;
- перерубка чугунных канализационных труб вручную;
- перемещение материалов тельфером или кран-балкой.
4-й разряд:
- свертка фитингов, арматуры на уплотнителе и насухо;
- ревизия и испытание арматуры диаметром до 200 мм;
- испытание всех видов санитарно-технических устройств (отдельных труб, узлов, радиаторов, конвекторных блоков, элеваторных и водомерных узлов и т.д.) ;
- разметка труб, прокладок, отверстий на трубах и фланцах;
- механизированная резка стальных и полимерных труб, вырезка отверстий на трубах и нарезка резьбы, механизированная перерубка чугунных канализационных труб;
- изготовление мелких и средних металлических конструкций всех видов (крепежные детали, подставки, опоры и т.д.);
- отбортовка, разбортовка, стыковка труб под сварку и сварка труб из полимерных материалов;
- изготовление узлов и деталей трубопроводов из полимерных труб;
- изготовление и испытание регистров;
- изготовление трапов, смывных труб, компенсаторов, радиаторных и конвекторных узлов, воздухосборников;
- сборка узлов трубопроводов на резьбе;
- сборка узлов из чугунных канализационных труб;
- установка в кабине полотенцесушителей, ванн, умывальников, унитазов, комбинированного смесителя, туалетной полочки, уравнителей электрических потенциалов;
- насадка фланцев на трубы и стыковка труб;
- изготовление канализационных заглушек.
5-й разряд:
- изготовление тройников, крестовин, переходов, секционных отводов, распределительных гребенок, конденсатосборников, гидравлических затворов, узлов обвязки элеваторных и водомерных узлов, центробежных насосов, редукционных клапанов, чугунных секционных котлов, изготовление грязевиков, баков, смесителей;
- ревизия и испытание арматуры диаметром свыше 200 до 400 мм;
- насадка фланцев на трубы и стыковка труб диаметром свыше 200 до 1200 мм;
- сборка чугунных секционных котлов в пакеты;
- изготовление простых и сложных шаблонов;
- проверка узлов и деталей по эскизам и связывание их в пакеты;
- подготовка к установке и обвязке теплообменников и доводчиков;
- изготовление компенсаторов, отстойников, бойлеров и других объемных деталей;
- сборка резервуаров высокого давления.
6-й разряд:
- изготовление складчатых отводов и компенсаторов;
- ревизия и испытание арматуры диаметром свыше 400 мм;
- насадка фланцев на трубы диаметром свыше 1200 мм;
- замеры с натуры и по типовым проектам;
- составление эскизов для заготовки трубопроводов с проставлением размеров;
- изготовление узлов из труб диаметром свыше 400 мм, переходов свыше 400 мм;
- испытание котлов;
- сборка котлов из отдельных пакетов;
- притирка, шабрение уплотняющих колец диаметров свыше 400 мм.


Спрос на профессию в компании АК АЛРОСА
По данным Отдела кадров АК АЛРОСА в компании работает 749 человек по профессии слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования и 183 человека по профессии слесарь по ремонту автомобилей.
Характеристика процесса труда:
Важнейшие технологические операции


Собирать из отдельных деталей машины и механизмы; производить регулировку, наладку и испытания технологического и другого оборудования; выполнять слесарную обработку деталей по различным классам точности; разбирать, ремонтировать и собирать узлы и оборудование с применением специальных инструментов

Орудия труда Технические системы: санитарно-технические, вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации; 
технологические трубопроводы; 
технологические процессы изготовления и испытания деталей и узлов технических систем; 
оборудование и инструменты для слесарно-сборочных операций, металлорежущие станки, грузоподъемные устройства; 
материалы и комплектующие для изготовления деталей, конструкций и узлов технических систем; 
детали, устройства, конструкции и узлы технических систем; 
техническая документация.
Рабочее место


Рабочее место слесаря - это часть производственной площади цеха или участка с необходимым оборудованием, инструментами, приспособлениями, материалами и принадлежностями, которые применяет рабочий или бригада для выполнения производственного задания. При слесарно-сборочных работах на каждое рабочее место слесаря отводится площадь от 6 до 10 м2 (в зависимости от размера собираемого изделия).
Под организацией рабочего места слесаря понимается правильная расстановка оборудования, наивыгоднейшее расположение инструмента и деталей на рабочем месте, планомерное снабжение деталями и вспомогательными материалами, механизация и оснащение специальными приспособлениями технологического процесса сборки.
Основным рабочим местом слесаря является верстак или сборочный стол на конвейере.
К рабочему месту предъявляются следующие требования:

1.

На рабочем месте должно находиться только то, что требуется для выполнения данного задания.

2.
Инструменты, детали и документация должны быть расположены на расстоянии вытянутой руки; при этом предметы, которыми рабочий пользуется более часто, располагают ближе, а предметы, которыми он пользуется реже,- дальше.

3.
Все, что берется левой рукой, должно быть расположено слева, а все, что берется правой,- справа. Все, что берется обеими руками, должно находиться впереди.

4.

Инструмент и детали следует разложить в строгой последовательности их применения, а не разбрасывать и не накладывать друг на друга.

5.

В ящиках верстака должны находиться наиболее часто употребляемые инструменты, приспособления и материалы. Все точные мерительные инструменты необходимо хранить в футлярах.

6.
Напильники, сверла, метчики и другие режущие инструменты следует укладывать на деревянные подставки так, чтобы они были предохранены от повреждений.

7.
Чертежи, инструкции, наряды и другую документацию нужно помещать для удобства пользования на видном месте.



Рабочая поза, преобладающие движения при труде


Рабочие движения слесаря должны быть экономными, легкими и плавными, т. е. рабочий должен совершать только те движения, которые необходимы для выполнения заданной операции или приема; движения рук должны быть синхронными, что способствует равновесию тела и равномерному распределению мышечных усилий. При выполнении слесарных работ рабочие движения должны совершаться в оптимальной зоне, и последнее движение должно быть началом следующего. Экономия рабочих движений слесаря достигается правильным размещением инструмента и приспособлений на столе верстака. Инструмент или приспособления, часто используемые, должны лежать вблизи и в удобном положении: справа то, что берется правой рукой, слева — то, что левой. На качество слесарных работ влияет их оптимальный темп и ритм. Как при заниженном, так и при завышенном темпе работы ослабляется внимание, снижается качество работы, точность движений. Определяя ритм работы слесаря, необходимо учитывать, что операции, требующие концентрации внимания, не должны чередоваться с операциями, в которых применяются быстрые движения.

Для устранения монотонности работ необходимо вводить в трудовой процесс регламентированные внутрисменные перерывы, причем первый перерыв следует проводить при появлении признаков усталости, второй — за час-полтора до окончания смены. Обеденный перерыв должен быть через 3—4 ч после начала работы.

Рабочая поза. Для слесарей в связи с повышенной точностью работы рекомендуется в основном рабочая поза

«сидя», а в некоторых случаях и «стоя»; поза должна быть свободной и удобной. Выбор рабочей позы зависит от размеров рабочего места, рабочей зоны, напряженности зрения и т. д.


Рабочая поза должна обеспечивать рациональное использование работы мышц, для чего целесообразно использовать подлокотники, упоры для ноги спины, позволяющие экономить мышечные усилия и создающие условия для отдыха. При длительной работе за верстаком рекомендуется у рабочего стула иметь спинку, позволяющую периодически выпрямляться. Спинка должна быть расположена выше поясницы работающего, чтобы при выпрямлении туловища она могла пружинить и откидываться назад.
Продукция
Слесарь ремонтник — профессия очень распространённая. Но, поскольку, эти специалисты требуются для различных видов производства, существует узкая специализация слесарей, подготовка и обучение которых ведётся именно для той отрасли, где они будут работать. Слесарь ремонтник занимается монтажом, наладкой, регулировкой и диагностированием механизмов. При обнаружении неполадки, он проводит ремонт, замену негодных деталей, монтаж новых. Текущий профилактический ремонт предусматривает чистку и смазку узлов и агрегатов, замену деталей с истекшим сроком годности. Слесарь ремонтник должен уметь читать чертежи и схемы, быть знакомым с техническими характеристиками машины, которые указаны в паспорте. На производстве слесари ремонтники могут объединяться в бригады по 5–6 человек, которые подчинены инженеру — механику. Чтобы быть отличным специалистом слесарь ремонтник должен иметь знания в различных областях: физике, металловедении, химии. Он должен разбираться в технологии производства, знать принципы планово-предупредительного ремонта, свойства материалов, антикоррозийных смазок и масел, разбираться в контрольно — измерительных приборах и различных приспособлениях для ремонта, иметь представление о методах регулирования оборудования и определения износа деталей, знать допуски, посадки и классы точности. Кроме того, слесарь ремонтник должен безукоризненно знать правила техники безопасности.
Видя брака по вине специалиста и возможности их устранения
При нарушениях техники безопасности или небрежном отношении к работе в работе слесаря возникает брак, который сам рабочий должен исправить.
Характер работы
Выполнять все слесарные операции: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиловку, сверловку, зенковку, клепку, нарезку, притирку и т.д. Должен знать теоретические основы тех производственных процессов, в которых он участвует, особенности тех материалов, с которыми он работает. Слесарные работы тесно связаны с кузнечными, паяльными и другими работами, выполняемыми на строительстве.

Слесарь выполняет текущий, средний, капитальный и планово-предупредительный ремонт, а также, монтаж, проверку и регулировку станков, машин и агрегатов. Осуществляет техническую диагностику механизмов, намечает план ремонтных работ. Составляет дефектные ведомости на ремонт оборудования. В процессе ремонта выполняет слесарные работы (рубку, правку, резку, опиливание, сверление, нарезание резьбы). Восстанавливает отдельные узлы, изготавливает простые детали и приспособления, облегчающие труд, повышающие его производительность. Подвергает испытанию отремонтированное оборудование, ведет его монтаж, проверку и регулировку.
Санитарно – гигиенические условия труда:
Режим труда и рабочий ритм


Режим работы наладчика КИПиА и его смежных профессий определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.
Микроклиматические условия
Микроклимат характеризуется:
температурой воздуха;
относительной влажностью воздуха;
скоростью движения воздуха;
интенсивностью теплового излучения от нагретых поверхностей;

Допустимыми микроклиматическими условиями называют такие сочетания параметров микроклимата, которые при систематическом и длительном воздействии на человека не вызывают повреждений или нарушений состояния здоровья, но могут приводить к возникновению общих и локальных ощущений дискомфорта, ухудшению самочувствия и понижению работоспособности, напряженной работе механизма терморегуляции, однако не выходящей за пределы физиологических приспособительных возможностей.

Как указывалось ранее, неблагоприятное влияние на состояние здоровья работника оказывают не только условия производственной среды, но и характер трудового процесса.
Основные требования к состоянию организма работающего
Физическая сила и выносливость, механическая понятливость, тонкая мышечная и слуховая чувствительность, ручная умелость, техническая сообразительность и точность в действиях. Хорошо развитый глазомер, слух и образная память. Точность движения кистей и пальцев рук. Широкий технический кругозор.

Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для слесаря:

нарушение функций опорно-двигательного аппарата,
хронические заболевания суставов, деформация пальцев рук,
заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертония),
нарушения слуха и зрения (косоглазие, сильная близорукость),
отсутствие физической выносливости (хроническая слабость),
аллергические заболевания,
нервно-психические заболевания.
Основные меры по охране труда
1.1.

В процессе производства работ слесарю, выполняющему аварийно-восстановительные работы (АВР; далее - слесарь), необходимо выполнять требования настоящей инструкции, инструкций по охране труда для работников соответствующих профессий и видов работ, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации применяемых ими в процессе работ газовых баллонов, средств защиты, оснастки, инструмента. Допуск посторонних лиц, а также употребление спиртных напитков на рабочем месте и территории организации запрещаются.

1.2.

К АВР допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие: обучение по охране труда и безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, вводный и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ; предварительные и периодические медицинские осмотры.

1.3.
Работнику необходимо выполнять требования охраны труда при передвижении по территории и производственным помещениям организации, при выполнении работ в условиях уличного движения и при использовании переносных лестниц, стремянок, изложенные в настоящей инструкции и в инструкциях: заводов-изготовителей по эксплуатации применяемых подмостей, грузоподъемных механизмов и другого оборудования; по пожарной безопасности; по оказанию первой помощи при несчастном случае.

1.4.
Работнику после прохождения первичного инструктажа на рабочем месте и проверки знаний следует в течение 3-14 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работы) выполнять работу под наблюдением мастера или бригадира, после чего оформляется его допуск к самостоятельной работе. Допуск к стажировке и самостоятельному выполнению работ оформляется приказом по организации.

1.5.

Во время нахождения на территории организации, в производственных и бытовых помещениях, на участках работ и рабочих местах работникам необходимо соблюдать режим труда и отдыха, правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные руководством организации.

1.6.

В процессе выполнения работ на работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы, в том числе: загазованность помещения рабочей зоны; недостаточная освещенность рабочей зоны; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны или поверхности оборудования, инструмента; пожар; взрыв; падение предметов.

Источники возникновения факторов:

неисправное газовое оборудование или неправильная его эксплуатация;
неисправный или не по назначению примененный инструмент, приспособление, оснастка, оборудование;
падение предмета, обрушение грунта;
острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности оборудования и инструмента;
электрический ток;
движущиеся машины и механизмы;
утечка газа.
Действие факторов:
попадание сжиженного газа на открытые участки тела вызывает обморожение;
наличие газа в воздухе уменьшает в нем содержание кислорода, что приводит к обморочному состоянию;
применение неисправного инструмента, приспособлений, а также несоблюдение требований охраны труда при выполнении работ может привести к травмированию работника;
нарушение Правил пожарной безопасности может привести к пожарам и взрывам.

1.7.
В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты слесарю выдаются:

костюм хлопчатобумажный - 1 шт. на 12 месяцев;
сапоги резиновые - 1 пара на 12 месяцев;
рукавицы комбинированные - 1 пара на 2 месяца;
противогаз - до износа;
пояс предохранительный - дежурный.

На наружных работах зимой дополнительно:
куртка на утепляющей прокладке - по климатическим поясам;
брюки на утепляющей прокладке - по климатическим поясам;
валенки - по климатическим поясам;
галоши на валенки - 1 пара на 24 месяца.

1.8.

Слесарю необходимо знать устройство и принципы действия оборудования, установленного на газопроводе, в газораспределительных станциях (ГРС), газораспределительных пунктах (ГРП) и на других объектах.

1.9.
В случае обнаружения неисправного оборудования, приспособлений, оснастки, инструмента, других нарушений требований охраны труда, которые не могут быть устранены собственными силами, и возникновения угрозы здоровью, личной или коллективной безопасности работнику необходимо прекратить работу и сообщить об этом руководству организации. Не приступать к работе до устранения выявленных нарушений.

1.10.
Продолжительность рабочего времени слесаря не должна превышать 40 часов в неделю. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утверждаемым руководством организации.

1.11.
При нарушении требований охраны труда другим работником слесарю следует предупредить его о необходимости их соблюдения.

1.12.

Слесарь не должен приступать к выполнению разовых работ, которые не связаны с его прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.

1.13.
АВР необходимо выполнять бригадой слесарей под руководством специалиста в составе не менее трех человек.

1.14.

Слесарю необходимо знать мероприятия по предупреждению аварий и устранению возникших неполадок.

1.15.

Для обслуживания и ремонта высоко расположенного оборудования, газопроводов, контрольно-измерительных приборов необходимо применять специальные лестницы и площадки. Лестницы необходимо устанавливать под углом не более 50 градусов к вертикали.

1.16.
Если произошел несчастный случай, очевидцем которого стал работник, ему следует прекратить работу, немедленно вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны, оказать пострадавшему первую доврачебную помощь, вызвать врача, помочь организовать доставку в ближайшее медицинское учреждение и сообщить о случившемся руководству организации. При расследовании обстоятельств и причин несчастного случая работнику необходимо сообщить комиссии известные ему сведения о происшедшем несчастном случае.

1.17.
Если несчастный случай произошел с самим слесарем, ему следует прекратить работу, по возможности обратиться в медицинское учреждение, сообщить о случившемся руководству организации или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

1.18.
Работнику необходимо соблюдать правила личной гигиены, перед приемом пищи мыть руки с мылом.

1.19.
Работник, виновный в нарушении инструкций по охране труда, несет ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.

Возможные производственные травмы, профессиональные заболевания
Соблюдение правил личной гигиены — важное условие высокопроизводительной работы. У слесарей часты заболевания кожного покрова из-за попадания мельчайших металлических частиц, пыли и грязи в поры кожи. Минеральные масла, смазочные и охлаждающие жидкости, а также керосин, проникая в поры, являются причиной гнойничковых заболеваний. Поражается кожный покров и при воздействии на него кислот, щелочей, скипидара, ацетона, бензина и других обезжиривающих и моющих веществ.

Производственные помещения должны быть просторными, сухими и светлыми с температурой 18—20° С. Содержание рабочих мест должно соответствовать санитарным нормам.
Производственный травматизм.


Производственной травмой называют повреждение тканей организма человека при выполнении производственного задания или при следовании на место работы. К производственным травмам относят ушибы, .раны, ссадины, кровоизлияния, срыв кожного покрова, переломы, вывихи, ослепление резким светом, разрывы барабанной перепонки от резкого звука, острые отравления, поражения электрическим током, термические и химические ожоги и др. Основными причинами производственного травматизма являются плохое состояние инструмента, неисправность электрооборудования, электропроводки, незнание или невыполнение рабочим безопасных приемов работы, нарушение правил техники безопасности, неправильное использование средств индивидуальной защиты. Причинами промышленного травматизма являются также антисанитарное состояние предприятия (захламленность проходов и проездов стружкой, отходами, деталями); ограниченность производственных площадей, не отвечающих по своим размерам объему выпускаемой продукции, отсутствие промежуточных складов; неблагоприятные температурные условия и шумы большой интенсивности, вызывающие быструю утомляемость рабочего.

Защита органов зрения и слуха от травматизма
Для предотвращения травматизма и заболеваний органов зрения и слуха необходимо строго соблюдать правила техники безопасности при выполнении слесарно-инструментальных работ. Травматизм глаз чаще всего имеет место у малоопытных рабочих, не соблюдающих требования техники безопасности, не пользующихся защитными очками или экранами при клепке, обрубке, затачивании и шлифовании деталей на точилах и станках. В результате у рабочего могут появиться признаки поражения сетчатки глаз пылеобразными осколками от абразивных кругов или засорения их частицами металлической стружки и окалиной, а затем и хроническое заболевание сетчатки глаз.
При выполнении электросварочных работ слесарю необходимо, прежде чем установить свариваемые детали на плиту (стол), надеть защитные очки и рукавицы, а затем уже вместе со сварщиком производить сварку. В это время нельзя приближать лицо и руки к месту сварки. Работающему без очков достаточно посмотреть 5—10 мин на сварочное пламя, чтобы через 30—40 мин почувствовать резкую боль в глазах, а через несколько часов у него могут появиться головные боли и воспаление (краснота) сетчатки глаз.
Производственный шум и вибрация вредно отражаются не только на состоянии органов слуха и нервной системы работающих, но и ведут к ослаблению слуха и глухоте, а следовательно, и к несчастным случаям на производстве. При этом важное значение имеет взаимосвязь органов слуха с органами зрения (акустических сигналов с оптическими). Например, при сборке высокочувствительных измерительных приборов или во время прослушивания работы станка у слесаря работают одновременно слух и зрение. Люди, чувствительные к шуму не только по профилю своей работы, но и по состоянию здоровья, легко воспринимают шум даже на расстоянии 10—15 м. Следовательно, необходимо всеми мерами снижать производственный шум, возникающий во время правки, рубки, клепки, чеканки, штамповки листовых деталей, а также при обрубке литьевых заготовок с использованием пневматических бормашинок.
Проводятся мероприятия, устраняющие и уменьшающие шум в производственных помещениях: изменяют технологический процесс (машинную пневматическую клепку заменяют гидравлической под давлением, клепку — сваркой); стены и потолки помещения покрывают звукопоглощающим материалом; фундаменты под оборудование снабжают амортизирующими прокладками и т. д.
Для борьбы с неблагоприятным .воздействием на организм вибрации, при работе пневматического инструмента используют рукавицы с мягкой накладкой на поверхности ладони, а также проводят лечебную гимнастику пальцев и кистей рук. При оценке шума и вибрации нужно исходить из того, насколько шум и вибрация определенной силы воздействуют на организм человека'. Помещения, в которых выполняется точная работа или собирают чувствительные приборы либо сложные измерительные аппараты и инструмент, должны быть хорошо изолированы от постороннего шума

Психологические требования профессии к человеку:
Возможные трудности и напряжённые ситуации

Труд слесаря ремонтника относится к категории работ со средней физической нагрузкой. Он должен обладать хорошим здоровьем в области сердечно — сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. У него должно быть хорошее зрение, память и точный глазомер.
К плюсам профессии можно отнести то, что она очень востребована и хорошо оплачиваемая, особенно у слесарей высшего, 6-го разряда. Минусы — физический труд, иногда в опасных производственных условиях.
Основные качества, которыми должен обладать работающий
повышенные требования к вниманию;
большой объем кратковременной памяти;
развитое наглядно-образное и предметно-действенное мышление;
физическая выносливость.

Слесарь должен уметь:

- читать чертежи деталей и сборочные чертежи узлов и конструкций технических систем;
- выполнять эскизы конструкций и узлов технических систем;
- определять по внешнему виду тип и назначение оборудования технических систем;
- подбирать основные и вспомогательные материалы для изготовления деталей, конструкций и узлов технических систем;
- определять различные отклонения параметров деталей от номинальных значений;
- выполнять подготовительные операции слесарной обработки (разметку, рубку, правку, гибку, резку) ручными инструментами и на механизированном оборудовании;
- выполнять размерную слесарную обработку (опиливание, обработку отверстий, обработку резьбовых поверхностей) ручными инструментами и на механизированном оборудовании;
- выполнять пригоночные операции слесарной обработки (распиливание, припасовку, шабрение, притирку и доводку) ручными инструментами и на механизированном оборудовании;
- выполнять обработку металла на токарно-винторезных, универсально-фрезерных, плоскошлифовальных, поперечно-строгальных станках;
- выполнять сборку неподвижных неразъемных соединений при изготовлении узлов технических систем (паяние, лужение, склеивание, клепка, вальцевание, соединение с гарантированным натягом);
- производить сварку труб из полимерных материалов;
- выполнять сборку неподвижных разъемных соединений труб (на резьбе, фальцах, фланцах, раструбного соединения);
- осуществлять контроль качества сборки конструкций и узлов технических систем;
- выполнять разборку, притирку и сборку трубопроводной арматуры;
- выполнять сборку деталей воздуховодов на фланцах, бандажах, шинах и рейках, манжетах;
- выполнять укрупнительную сборку конструкций и узлов систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, узлов трубопроводов; 
-
планировать профессиональную деятельность и организовывать ее выполнение в соответствии с планом;
- выбирать критерии оценивания и вести самоконтроль качества выполнения работ;
- применять правила и нормы делового общения в различных производственных ситуациях;
- пользоваться индивидуальными средствами защиты и первичными средствами пожаротушения; 
-
использовать средства пожарной связи и сигнализации; 
-
соблюдать правила безопасной эксплуатации станков и оборудования; 
-
вести подготовительные работы для испытаний санитарно-технических устройств и узлов; 
-
проверять соответствие установленного оборудования и выполненных работ требованиям технической документации; 
-
выбирать оптимальный способ испытания санитарно-технических устройств и узлов;
- устранять дефекты, обнаруженные во время испытаний санитарно-технических устройств и узлов; 
-
составлять отчетную документацию по итогам испытаний санитарно-технических устройств и узлов;
- участвовать в коллективной работе на основании распределения обязанностей и ответственности за проведение испытаний; 
-
составлять документы первичной отчетности;
- принимать обоснованные решения в рабочей ситуации и нести ответственность за результаты в пределах своей компетенции;
- организовывать выполнение монтажных работ в соответствии с технической и технологической документацией;
- участвовать в коллективной работе на основании распределения обязанностей и ответственности за проведение монтажных работ; 
-
планировать профессиональную деятельность и организовывать ее выполнение в соответствии с планом;
- выбирать критерии оценивания и вести самоконтроль качества выполнения работ;
- применять правила и нормы делового общения в различных производственных ситуациях;
- участвовать в коллективной работе на основании распределения обязанностей и ответственности за проведение монтажных работ;
- выполнять такелажные работы при перемещении грузов с помощью грузоподъемных средств и механизмов;
- комплектовать санитарно-технические системы, системы вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, технологические трубопроводы;
- оборудовать сантехнические кабины трубопроводами и сантехникой;
- соблюдать требования техники безопасности при проведении работ.

Сведения о профессиональной подготовк
Пути получения профессии и характеристика учебных заведений

Эту профессию можно получить в профессионально — технических училищах, лицеях, колледжах, техникумах, непосредственно на производстве, устроившись учеником слесаря и пройдя соответствующие профессиональные курсы.


Повысить уровень своих знаний можно в профильном вузе или на курсах повышения квалификации.
Условия поступления
Необходимое условие для поступления - это окончание 9 класса на базе общего основного образования.
Продолжительность обучения
После 9 класса продолжительность обучения – 2 года
Основные изучаемые дисциплины Материаловедение
Слесарное дело
Электротехника
Чтение чертежей
Основы рыночной экономики и предпренимательства
Квалификация выпускника учебного заведения

Слесарь - 3, 4 разряда
Зарплата работающегоСредняя заработная плата слесаря по обслуживанию и ремонту оборудования по  сведениям ОТиЗ АГОКа - 64 378 рублей
Перспективы профессионального роста или продвижения

Специализация и освоение смежных областей

Со временем можно браться за все более сложные и ответственные задачи, повышать уровень своей квалификации, а также осваивать новые специальности в рамках имеющейся профессии.

Либо переобучиться на родственные профессии. Например, повысить образовательный уровень в техническом колледже и перейти на работу в страховую компанию в качестве оценщика ущерба автотранспорту после дорожно-транспортных происшествий.

В дальнейшем при желании можно получить высшее техническое образование. Например, стать бакалавром техники и технологии или инженером. Такие специальности можно получить в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ), в Московском государственном техническом университете (МАМИ) и других профильных вузах.

Управленческое карьерное развитие

Данный карьерный путь предполагает, что со временем уверенный в себе, общительный работник с профессией слесаря-автомеханика может стать главным механиком, бригадиром, техником, то есть начать руководить другими специалистами либо заняться наставничеством. При выборе административного направления карьеры рекомендуется развивать в себе дополнительно управленческие умения, осваивать профессию
 Если вам ближе вариант наставничества, передачи своего уникального опыта молодежи, полезно развивать в себе педагогические умения, осваивать профессию мастера производственного обучения.


Организация собственного дела


Уже превратившись в настоящего мастера своего дела, имея заслуженный авторитет и постоянных клиентов, работник с профессией автомеханика может решить, что пора начать работать на себя и открыть собственную мастерскую по ремонту автомобилей. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется дополнительно развивать предпринимательские умения, осваивать такие профессии, как  менеджер проекта.


Продолжительность отпускаПродолжительность отпуска - 59 дней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий